Размер:
AAA
Кернинг:
КK К K К  K
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Вернуться к русскому языку Translate into English Ins Deutsche bersetzen
Версия для слабовидящих
Поиск
671920, Республика Бурятия, Джидинский район, село Булык, улица Чапаева, 49
Наш адрес
+7 (30134) 98575
Контактный номер

Новости сельского поселения «Булыкское»

RSS
13.01.2022

Баян - Хосунская Николаевская церковь

Об истории Баян-Хосунской Николаевской церкви можно писать и рассказывать очень много. Судьба у неё была и счастливой, и трагической. Пожалуй, ни одной церкви не сыскать со столь сложной во всех отношениях жизнью. Но прежде чем рассказывать, что-либо об этом храме, следовало бы сначала пройтись по истории возникновения села Баян, где и была возведена эта церковь. Сохранились сведения о том, что село основали казаки, прибывшие из-за Урала между 1730 и 1750 годами. Позднее сюда были направлены польские ссыльные, наказанные русским царём за многочисленные восстания на родине. Казаки и поляки привезли с собой свою культуру, в том числе возделывания огородов, умение перерабатывать плоды и овощи для хранения их на зиму, а так же загогтовкии и употребления в пищу копченостей, соленостей. Но не это главное, что вывело Баян в число богатых сёл Забайкалья. Ссыльные поляки, привезли с собой семена и секреты возделывания и выращивания табака. Вот эта продукция и стала «золотой жилой» для поселенцев. В то время русло реки Джида находилось ближе к горе Загунцар. А в пойме реки возле самого села располагались богатейшие пойменные луга. Они и стали плантациями для табака. До переселенцев, эта продукция доставлялась в Бурятию из Китая, преодолевала огромное расстояние и стоила соответственно больших денег.. Поэтому более дешевый и хороший табак из села Баян сразу же стал пользоваться спросом у населения. По словам старейших жителей, табака здесь производили до десяти сортов. В октябре-ноябре снаряжались обозы для отправки продукции в соседние волости и в Монголию. Бывало, в ямшину с табаком направлялось из этого села до 40 подвод. Кроме того, новые возделанные поля давали очень хороший урожай пшеницы, овса и ржи. В селе не было «богатеев» и купцов, однако многие крестьяне и казаки жили зажиточно, в том числе и польские окрещённые переселенцы. Это такие семьи, как Правдинские, с ударением на первое «и», Пан-Фединские, Хорошевские, Пшинские, Шринские, Глэдышевские, Селетские. Среди казачества зажиточностью выделялись семьи Ощепковых, Сукнёвых, Кондаковых, Григорьевых, Шишмарёвых. Кстати, самым большим семейством в селе считались семьи Ощепковых. Среди них были не только богатые казаки, но и свящённослужители. Впоследствии польские фамилии трансформировались и стали называться на русский лад. Сейчас потомки тех крестьян носят фамилии Пашинские, Правдины, Панафидины, Хороших, Шарины, Гладышевы. Ещё в 1940 по 1953 год на кладбище за церковью мы, школьники Баянской школы читали на могильных камнях польские фамилии и имена - Юзеф, Феликс, Феофан. Так вот, как раз эти православные зажиточные крестьяне и казаки стали инициаторами строительства каменной церкви. Старожилы понимали, что строить каменную церковь за рекой будет очень накладно. Но деревянные церкви часто горели. Сгорела и первая небольшая Баянская церковь, построенная казаками в 1778 году. И, надеясь на божье милосердие, на помощь верующих, всё же решили рискнуть на строительство каменной церкви, к тому же не маленькой. В 1789 году было освящено место для строительства и заложен первый камень под фундамент. Впоследствии окажется, что место подобрали самое лучшее. Церковь восстала на возвышенности, была видна издалека, а колокольный звон разносился по руслу реки Джида далеко за пределы Баяна. Строили храм долго, испытывая большие трудности с доставкой стройматериалов. Многие старики и старушки долго помнили место захоронения первого священника под большой гранитной плитой. Они же постоянно передавали из уст в уста, с какими трудностями возводилась эта церковь, как помогали миряне тем, чем могли. Каждый житель окрестных сёл считал за честь принести на себе или привезти на телеге хоть сколько-нибудь кирпичей. К слову сказать, в селе Капчеранка были построены специальные печи для выделки и обжига кирпичей на церковь. Для того времени путь из этого села до Баяна был не из лёгких. Чтобы доставить оттуда хотя бы один кирпич, надо было приложить немало усилий. А ведь кирпича потребовалось не одна тысяча. Поэтому и доставляли его разными способами, и даже пешком несли в сумах на плечах. Кирпич так же подвозился из Читы, Верхнеудинска и Иркутска на конных подводах. Строилась церковь на яичной кладке, то есть на каждый килограмм раствора требовалось до 10 штук яиц, а вернее, яичного белка, желток же доставался строителям. Конечно, это легло на семьи Баяна и близлежащих поселений. И не было случая, чтобы кто-то отказался давать на строительство куриные яйца. За свой счёт баянцы привозили из городов архитекторов, отделочников и даже художников. Боялись в чём-то ошибиться, сделать не так, как этого требовали церковные каноны и архитектурные правила. Словом, строительство было всенародным. Огромную помощь оказали в возведении церкви ламы Гэгэтуйского и Дырестуйского дацанов. Старики говорили, что Гэгэтуйский дацан выделил не только подводы для доставки лесоматериала, но и часть подготовленного для своих нужд, леса. Дырестуйский дацан помог в покупке некоторой церковной утвари и постоянно оказывал материальную поддержку. Ощутимую помощь оказали церкви Иркутской и Читинской епархий. Большинство икон было подарено верующими других приходов. Но самые дорогие иконы приобретались за наличные в городах Иркутске, Чите и Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ) Для этого специально снаряжали отряды казаков при всём обмундировании и оружии. Даже дети хоть в чём-нибудь да помогали строителям. «Храм по кирпичику вырастает, а боженька знает, кто помогает»- так говорили детям далёкие наши предки. Немало лет потребовалось для того, чтобы закончить внутреннюю и наружную отделку Баян-Хосунской Николаевской церкви. К тому времени В начале 1805 года привезли колокола, покрыли сусальным золотом купола и кресты. Был и главный колокол весом около 10 пудов, который назывался «благовестом». Старожилы рассказывали, когда звонили в этот колокол по большим праздникам, то его голос было слышноен даже в станице Желтуринской. Баянская Церковь, с ярко блестящими высокими куполами и колокольней, с животворным иконостасом, настенными фресками, стала гордостью всех православных. Её приход состоял из верующих многих окрестных сёл деревень и заимок. Река Джида преградой не являлась. Постоянно работал паром в летнее время на конопляных канатах. А в зимнее время, зимой, когда реку сковывал лёд, в церкви начинались по традиции начинались венчания, и тут уж дорога была укатанной. Строительство Возведение храма несколько раз приостанавливалось, в том числе и из-за отсутствия стройматериалов. Для ускорения строительство, из Иркутска был «выписан» специальный человек, который руководил работами строительством, а после остался служить. И толькоВ 1805 году церковь была освящена, хотя богослужения и молебны православных сопровождали строительство с самого его начала. в церкви началось богослужение. Общая длина церкви без крыльца составляла 22 метра, толщина стен – от 1,5 метров, а в некоторых местах ещё толще. Толщина стен колокольни составляла до 1 метра. Полностью Поскольку церковь называлась так: Баян-Хосунский Николаевский, то миссионерский двусветный храм. Одно время даже село хотели переименовать в Николаевское, но это название не прижилось. Руководил храмом попечительский совет. Например, в 1868 году председателем попечительства был избран отставной зауряд-сотник Шишмарёв, а членами казаки Карпов и Григорьев. Они организовали капитальный ремонт наружного и внутреннего облика церкви, огородили церковное кладбище, увеличили жалование псаломщику до 100 рублей в год. Миссионерами в разное время служили Лука Матвеевич Сукнёв (с 1860 по 1869 гг.), Валериан Громов, Дмитрий Писарев и другие. По сути дела, Баянскую церковь в буквальном смысле этого слова можно было назвать главенствующей, хотя кафедрального звания она не имела. Одновременно храм мог вместить до 500 верующих. А к 1810 году (по данным архива НПЦ) село Баян разрослось и насчитывало около 600 дворов и более 2 тысяч жителей или местных поселенцев, как принято, было называть тогда всё население. К сожалению, имя первого священника осталось неизвестным. Зато в последующем часто встречается фамилия Ощепковых. Например, с 1885 по 1905 год псаломщиком Баянской церкви был Матвей Алексеевич Ощепков. Интересно привести одну запись из архива церкви о добровольном крещении местных бурят. Орфографию сохраняю полностью: «По приказу Его Императорского Величества, предъявитель сего Сартаулова роду ясашный Гонбо Табонаев от роду 19 лет по самоизвольному желанию и усердию сего 1840 года февраля 5 дня Троицкосавского заказа Верхнеудинского округа Баинхосунской слободы Николаевской церкви священником Иоанном Ощепковым в православное исповедание приведён, наречено ему имя Иннокентий. Иннокентия Ощепкова из прежнего состояния поклада исключить и пречислить к христианскому обществу по собственному его избранию и получить трёхлетнюю льготу от платежа всех податей, для чего и дан сей билет при Баинхосунской слободе Николаевской церкви за подписанием моим и приложением казённой печати марта 19 дня 1840 года». В 1886 году по инициативе тех же миссионеров в центре села Баян была построена церковно-приходская школа. Более чем за сто лет здание сохранилось в первозданном виде и ныне оно перевезено в село Булык. Сохранились так же сведения о некоторых учителях. И среди них была Анна Прокопьевна Лазарева. Она выучила и воспитала немало знатных людей Баяна. В 1936 году по республике прокатилась волна «красных агитбригад». Комсомольцы совместно с отрядами ОГПУ, НКВД «отлучали» от веры всех подряд. Высмеивали тех, кто крестится, ходит в церковь и читает молитвы. Высмеивали-то ещё, куда ни шло. Служителей церкви, просто истязали, расстреливали без суда и следствия, а всю церковную утварь ломали, жгли и разворовывали. Эта волна докатилась и до Баяна. Последнего священника Баянхосунской Николаевской церкви Дмитрия Алексеевича Зуйкова с позором спустили с колокольни и провезли на голом одре телеги по улицам Баяна. По слухам, он был впоследствии расстрелян. Не берусь судить строго тех баянских молодых активистов, которые сбрасывали колокола и кресты с отливающей белизной церкви. Их было шестеро: кто утонул в том же году, кто умер от болезни, кто погиб в первые дни войны.

24.10.2021

Торжестсвенное открытие дополнительных мемориальных плит

22 октября состоялось торжественное открытие дополнительных мемориальных плит с фамилиями земляков, погибших на полях сражений в Великой Отечественной войне. Право открытия было предоставлено старейшинам села Голосееву Михаилу Павловичу, Хороших Василию Сергеевичу, Флисовой Клавдии Иннокентьевне.

15.09.2021

УВАЖАЕМЫЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ!

Администрация сельского поселения "Булыкское" информирует граждан о необходимости уплаты земельного, транспортного и налога на имущество в срок до 1 ДЕКАБРЯ 2021 года!!!! Оплату можно произвести: 1. в электронном виде через Гос.услуги или в личном кабинете налогоплательщика физических лиц, кто подключен к личному кабинету. 2. через "Почту России" 3. через Сбербанк По всем возникшем вопросам можно обратиться в администрацию к специалисту по налогам тел: 83013498575

26.05.2021
Основные правила  профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19)

Основные правила профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19)

Основные правила профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19) ПРАВИЛО 1. ЧАСТО МОЙТЕ РУКИ С МЫЛОМ Чистите и дезинфицируйте поверхности, используя бытовые моющие средства. Гигиена рук - это важная мера профилактики распространения коронавирусной инфекции. Мытье с мылом удаляет вирусы. Если нет возможности помыть руки с мылом, пользуйтесь спиртсодержащими или дезинфицирующими салфетками. Чистка и регулярная дезинфекция поверхностей (столов, дверных ручек, стульев, гаджетов и др.) удаляет вирусы. ПРАВИЛО 2. СОБЛЮДАЙТЕ РАССТОЯНИЕ И ЭТИКЕТ Вирусы передаются от больного человека к здоровому воздушно -капельным путем (при чихании, кашле), поэтому необходимо соблюдать расстояние не менее 1,5 метра друг от друга. Избегайте трогать руками глаза, нос или рот. Коронавирус, как и другие респираторные заболевания, распространяется этими путями. Надевайте маску или используйте другие подручные средства защиты, чтобы уменьшить риск заболевания. При кашле, чихании следует прикрывать рот и нос одноразовыми салфетками, которые после использования нужно выбрасывать. Избегая излишних поездок и посещений многолюдных мест, можно уменьшить риск заболевания. ПРАВИЛО 3. ВЕДИТЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Здоровый образ жизни повышает сопротивляемость организма к инфекции. Соблюдайте здоровый режим, включая полноценный сон, потребление пищевых продуктов богатых белками, витаминами и минеральными веществами, физическую активность. ПРАВИЛО 4. ЗАЩИЩАЙТЕ ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕДИЦИНСКОЙ МАСКИ Среди прочих средств профилактики особое место занимает ношение масок, благодаря которым ограничивается распространение вируса. Медицинские маски для защиты органов дыхания используют: - при посещении мест массового скопления людей, поездках в общественном транспорте в период роста заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями; - при уходе за больными острыми респираторными вирусными инфекциями; - при общении с лицами с признаками острой респираторной вирусной инфекции; - при рисках инфицирования другими инфекциями, передающимися воздушно-капельным путем. КАК ПРАВИЛЬНО НОСИТЬ МАСКУ? Маски могут иметь разную конструкцию. Они могут быть одноразовыми или могут применяться многократно. Есть маски, которые служат 2, 4, 6 часов. Стоимость этих масок различная, из-за различной пропитки. Но нельзя все время носить одну и ту же маску, тем самым вы можете инфицировать дважды сами себя. Какой стороной внутрь носить медицинскую маску - непринципиально. Чтобы обезопасить себя от заражения, крайне важно правильно ее носить: - маска должна тщательно закрепляться, плотно закрывать рот и нос, не оставляя зазоров; - старайтесь не касаться поверхностей маски при ее снятии, если вы ее коснулись, тщательно вымойте руки с мылом или спиртовым средством; - влажную или отсыревшую маску следует сменить на новую, сухую; - не используйте вторично одноразовую маску; - использованную одноразовую маску следует немедленно выбросить в отходы. При уходе за больным, после окончания контакта с заболевшим, маску следует немедленно снять. После снятия маски необходимо незамедлительно и тщательно вымыть руки. Маска уместна, если вы находитесь в месте массового скопления людей, в общественном транспорте, магазине, аптеке, а также при уходе за больным. Вместе с тем, медики напоминают, что эта одиночная мера не обеспечивает полной защиты от заболевания. Кроме ношения маски необходимо соблюдать другие профилактические меры. ПРАВИЛО 5. ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ? Оставайтесь дома и срочно обращайтесь к врачу. Следуйте предписаниям врача, соблюдайте постельный режим и пейте как можно больше жидкости. КАКОВЫ СИМПТОМЫ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ высокая температура тела, озноб, головная боль, слабость, заложенность носа, кашель, затрудненное дыхание, боли в мышцах, конъюнктивит. В некоторых случаях могут быть симптомы желудочно-кишечных расстройств: тошнота, рвота, диарея. КАКОВЫ ОСЛОЖНЕНИЯ Среди осложнений лидирует вирусная пневмония. Ухудшение состояния при вирусной пневмонии идёт быстрыми темпами, и у многих пациентов уже в течение 24 часов развивается дыхательная недостаточность, требующая немедленной респираторной поддержки с механической вентиляцией лёгких. Быстро начатое лечение способствует облегчению степени тяжести болезни. ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ В СЕМЬЕ КТО-ТО ЗАБОЛЕЛ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ? Вызовите врача. Выделите больному отдельную комнату в доме. Если это невозможно, соблюдайте расстояние не менее 1 метра от больного. Ограничьте до минимума контакт между больным и близкими, особенно детьми, пожилыми людьми и лицами, страдающими хроническими заболеваниями. Часто проветривайте помещение. Сохраняйте чистоту, как можно чаще мойте и дезинфицируйте поверхности бытовыми моющими средствами. Часто мойте руки с мылом. Ухаживая за больным, прикрывайте рот и нос маской или другими защитными средствами (платком, шарфом и др.).Ухаживать за больным должен только один член семьи. Соблюдайте правила профилактики COVID-19 и будьте здоровы!

13.03.2021
Широкая Масленица!!!

Широкая Масленица!!!

На территории МО СП "Булыкское" прошло народное гулянье, посвященное проводам русской зимы, последнему дню Масленицы. Праздник прошел задорно и весело, благодаря детям, которые показали театральную постановку, под названием "Как весну украли". Были проведены спортивные соревнования. Все дружно и весело водили хоровод, пока горело чучело Масленицы, а после прыгали через костер. После окончания праздника всех присутствующие дети получили сладкие призы.

29.12.2020
Новый Год!!!

Новый Год!!!

Новый год – самый долгожданный праздник, как для детей, так и для взрослых. В преддверии этого замечательного праздника, благодаря помощи жителей, у сельского клуба в с.Булык, была установлена и наряжена красавица – ёлка. 30 декабря возле этой красавицы , детишек встретили Дед Мороз и Снегурочка. Они подготовили для них подвижные игры, танцы и конкурсы. Все вместе водили хоровод вокруг елочки и пели веселые песни, а Дед Мороз и Снегурочка угощали детей конфетами и фруктами.

29.04.2020
9 мая
29.04.2020

Телефон доверия

Единый Общероссийский телефон доверия по вопросу семейно- бытового насилия 8 (800) 200-01-22 8 ( 3012) 55-38-16 - Центр диагностики и консультирования 8 ( 3012) 21-19-86 - Психолого - психотерапевтический центр

12.02.2020
9 декабря.
12.02.2020
9 декабря
12.02.2020
9 ноября
12.02.2020
9 октября
12.02.2020
9 сентября
12.02.2020
9 августа
12.02.2020
9 июля
12.02.2020
9 июня
12.02.2020
9 мая
12.02.2020
Апрель
12.02.2020
март